Назарова (Конищева)Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ № 50 детский сад «Карусель» город Южно-Сахалинск

презентация на тему:«Игровая деятельность на этапе перехода от раннего возраста к дошкольному детству»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение №50

Детский сад «Карусель»

Доклад по самообразованию.

 

Тема: «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.» (младшая группа)

Выполнил воспитатель младшей группы

Назарова Елена Владимировна

Тема: игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.

Цель работы по самообразованию: расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.

Актуальность темы:

Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно  действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребенка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях- взрослых и поведения в различных ситуациях- типично для игры дошкольников.

Сюжетно- ролевые игры- бесконечно разнообразны по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщенности отражаемых событий- наиболее значимы для социального развития ребенка, понимания им жизни общества и своего места в нем. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чем не основываясь. Определенно существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребенка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности.

Данные педагогических исследований подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирования игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, и их физического и психического развития, способности, умения, индивидуальные качества.

В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников все чаще по различным причинам не достигает высокого развития сюжетно-ролевой игры, и все реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности не редко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остается в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни и представляет собой часто просто «возню» с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена, какому то социальному сюжету, а на первый план ребенка выступают действия с предметами.

Но если предметно-практическая деятельность остается превалирующей, то отображение социальных предметов в игре задерживается. Ребенок начинает «застревать» на предметно - практической деятельности, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. В этом случае малыш (конец третьего - начало четвертого года жизни), имеющий достаточный социальный опыт, умеющий общаться и вполне овладевший необходимыми навыками  предметных действий, тем не менее, не переходит к игре с социальным содержанием. Он продолжает по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая показанным взрослым игровым действиям. Игра объединяется, она не продолжительна, не интересна. Сюжет, если присутствует,- однообразен, стабилен. Ребенок не умеет самостоятельно видоизменять игровые действия: переносить из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже не изменен - обычно предпочитают те,  которые использует при показе взрослый. Введение предметов – заместителей  затруднено и редко происходит по собственной инициативе. Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребенку нужно помочь  перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти  ребенку на помощь. Психолого- педагогического внимательное воздействие облегчит малышу становление и  развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нем.

Внедрение в практику:

1. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет;

2. Оформление центра сюжетно-ролевых игр.

Представление опыта работы:

1. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка.»

2. Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

 

 

 

Консультация для воспитателей на тему: «Почему ребенок играет?»

Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит игра для самого ребенка и что такое детская игра для взрослых – родителей, воспитателей?

Для ребенка игра- это его относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы, игра- способ его самореализации и самовыражения. В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там - где ему хочется быть, он участник интересных и увлекательных событий. У каждого ребенка – свой мир игры. Но когда он попадает в мир сверстников, он открывает для себя «миры» других детей. Для ребенка бывает трудно понять  и принять мир другого, раскрыть для него свой мир. По данным известного швейцарского психолога Жана Пиаже, способность передавать какое-либо новое содержание доступной для понимания другого ребенка форме появляется у детей лишь к семи годам. До этого возраста взаимопонимание у детей основывается на уже известных им общих содержаниях. Такими общими содержаниями  для малышей являются традиционные сюжеты детских игр. Дети всего мира играют в «дочки-матери»,  в «школу», «больницу» и т. п. К этим традиционным сюжетам ребенок приобщается через родителей и других взрослых, старших детей с самого раннего возраста.

Вообще, игра со старшими или взрослыми для ребенка гораздо легче, чем игра со сверстниками. Ведь если и нужно, что- то объяснить, достаточно намека, реплики- взрослый все поймет с полуслова. Для маленького ребенка он «универсальный пониматель». Поэтому игра со старшими – необходимый этап для перехода к игре со сверстниками.

Первое время дети из-за взаимного недопонимания льют море слез, обижаются друг на друга. Совместная игра разлаживается, но играть поодиночке скучно. И дети объединяясь вновь, уже стараются удержать друг друга, налаживают игру, пусть простую и нехитрую, но совместную. Построив сюжет они сохраняют его, и до поры до времени он многократно повторяется. И эти повторения уже вызваны не только желанием «становить время», повторить какое-то событие, но и стремление получить удовольствие от общения со сверстниками.

Дети растут, набираются опыта, и и х совместная игра начинает протекать гораздо слаженнее. Она не ограничивается уже разыгрыванием традиционных, известным всем играющим сюжетов, а представляет собой конструирование новых сюжетов – построение общего мира играющих детей. Такое построение связано с использованием детьми особого языка игры – жестов, мимики, действий с предметами-игрушками, т.е. языка, который компенсирует детям недостаточное владение словесными средствами общения. Эти дополнительные средства и позволяют достигать детям взаимопонимания в игре - раскрывать свой замысел игры другому, вбирать в свою игру замысел другого.

Содержание игры представляет  собой

 

1 октября 2020 в 11:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.